ПАРАГВАЙСКАЯ НАДЕЖДА

Гимн к 200-летию независимости Парагвая

Парагвай сегодня. Статьи и новости.

Ну, что тебе сказать про Парагвай? Часть 2

«Архитектурный облик Асунсьона убийственно провинциален» - так писал один из путешественников прошлого века. Не хочу обижать асунсьонцев, но по сравнению с другими городами Южной Америки, в особенности Лимой и Ла-Пасом, меня поразило  малое количество  архитектурных памятников. Перед поездкой я читал на испаноязычных сайтах, что в 2009 Асунсьон был назван культурной столицей Америки, а в  2012 объявлен мировой столицей дружбы и мира. Значит я что-то не досмотрел. Не мудрено - что увидишь за три дня?

Ресторан «Пирожка» - немецкое изобретение: именно так, по мнению немецких владельцев, звучит по-русски «пирожок». 

Говорят, в Германии Piroschka очень распространенное название венгерских ресторанов. Это слово получило популярность по романтической новелле Hugo Hartung "Ich denke oft an Piroschka" (Я часто думаю о Piroschka), в 1955 г. вышел фильм с тем же названием. Так что каждая сентиментальная и не очень отягощенная знаниями фрау знала "Piroschka"!

Я привык узнавать города ногами, вот и в первое мое утро отправился по улочкам, прилегающим к гостинице. И сразу же наткнулся на русский след: неказистая calle, мощенная камнем почему-то поставленным на ребро, именовалась улицей инженера Н.Кривошеина. Николай Григорьевич Кривошеин, профессор и один из создателей физико-математического факультета в Университете Асунсьона, сын знаменитого русского мостостроителя генерал-майора Григория Григорьевича Кривошеина. Кстати - автора проекта первого моста через Русановскую протоку в Киеве. Не знаю, чтут ли память отца в России и Украине, но парагвайцы народ благодарный. В чем убедилась русская община этой страны.


История русской эмиграции в Парагвай хорошо описана во многих публикациях и я не стану повторять известные факты. Только коротко:
во второй половине 20-х годов прошлого века, когда Страну Советов стали дипломатически признавать правительства европейских государств, русские эмигранты почуствовали себя не очень желанными гостями, т.е. не то, чтобы особые притеснения - их и раньше хватало, но стало труднее открывать русские школы, под угрозой оказались общественные организации. И тогда взгляды обратились на Запад, через океан.
Одним из первых в Парагвай приехал генерал Добровольческой Армии ИванТимофеевич Беляев. Нереализованной идеей генерала была попытка создать в новой стране очаг русской духовности, сохранить традиции, создать не просто поселение эмигрантов, но сообщество, «где все святое, что создавала Русь могло бы, как в Ковчеге, сохраниться до лучших времен» (И.Т.Беляев "Записки русского изгнанника", С.Петербург, 2010г.).
На призыв Беляева, поддержанный правительством Парагвая с обещанием всевозможных льгот, откликнулись сотни бывших русских офицеров, ученых, врачей и простых казаков.
Страна остро нуждалась в специалистах самого разного профиля.
Вряд ли возможно найти такую область науки и общественной деятельности Парагвая, в которых не звучали бы русские имена. Но особую роль русские сыграли в войне 1932-1935 гг. против Боливии , так называемой Чакской войне. Не славная эта война велась за кусок бесплодной территории на севере Парагвая, где якобы была обнаружена нефть. Английские и американские компании с удовольствием помогали оружием и снаряжением обеим сторонам конфликта, рассчитывая контролировать месторождения.
В парагвайской армии в боевых действиях участвовали 2 российских генерала Беляев И.Т. и Эрн Н.Ф., 8 полковников и подполковников, около 70 офицеров и десятки простых казаков. Многие из них погибли в чужой войне. В боливийской армии служили немецкие офицеры, противники русских на фронтах Первой Мировой, во главе с генералом Гансом Кундтом. И здесь русским, защищая страну, давшую им приют, удалось то, что они не смогли сделать на Родине. Парагвай не потерял Чако, был заключен мир, нефти не нашли, в обеих странах соорудили множество пафосных мемориалов, а именами русских названы не только улицы Асунсьона, но и в других городках и поселках можно неожиданно наткнуться на русскую фамилию: команданте Саласкин, команданте Канонников, офисьеро Серебряков, капитан Блинофф…
В 1933 году генерал Деникин в Париже произнес речь о бессмысленности русских жертв в Чакской войне. Ответом на эту речь стало письмо капитана 1 ранга князя Язона Константиновича Туманова , опубликованное на страницах журнала «Часовой», выходящего во Франции. У меня будет еще возможность рассказать об этом необыкновенном человеке, а пока хочется привести его письмо полностью:
«Парагвай-одна из немногих, если не единственная страна под луной, где нет и не было «русских беженцев». Здесь были и есть русские, как были и есть французы, немцы и англичане. Эта маленькая и бедная страна нас приняла с самого начала так, как она принимает представителей любой страны и никогда не отводила нам свои задворки, хотя за нашей спиной не стояли ни консулы, ни полномочные министры и посланники.
Небольшая русская белая колония, уже много лет живет здесь так, как, наверное, она жила бы у себя на родине. Русские доктора здесь лечат, а не играют на гитарах в ресторанах, русские инженеры строят дороги и мосты, а не вышивают крестиками, русские профессора читают лекции, а не натирают полы и даже русские генералы нашли применение своим знаниям, т.е. служили в военном ведомстве и титуловались, несмотря на скромный штатский пиджачок, почтительно, - “mi general”.
Здесь в Парагвае, никто из русских не слышит упрека в том, что он ест парагвайский хлеб, что он здесь засиделся, что пора, мол, и честь знать. Его не допекают никакими паспортами, никто не неволит принимать гражданство и делаться парагвайцем. Русские искренно и глубоко привязались к этой маленькой и бедной стране и ее народу, особенно тепло оценив его гостеприимство после скитаний по бывшим союзническим и несоюзническим странам.
И вот, над приютившей их страной стряслась беда: на нее напал сосед, трижды сильнее ее.
Страна поднялась на защиту своих прав и своего достояния. Что же должны делать старые русские борцы, ходившие на немца, турка и на 3-й интернационал и много лет евшие парагвайский хлеб? Сложить руки и сказать приютившему их народу: - «Вы, мол, деритесь, а наша хата с краю; наши жизни могут пригодиться нашей собственной родине?»… Конечно - нет.
Что говорить: русские могилы под тропиком Козерога, и донской казак, и псковский драгун, погибшие, хотя и со славой на боливийских окопах, конечно, это трагедия. Но право же, еще большая трагедия - бесславная смерть таких же славных русских офицеров, быть может, их же боевых товарищей, где-нибудь под ножом хунхуза в Манчжурии, под вагонеткой в Болгарии или под маховым колесом германской фабрики во Франкфурте на Майне!
А эти трагедии, в свою очередь, лишь маленькие капельки в безбрежном океане страшных и бессмысленных трагедий, разыгрывающихся, вот уже пятнадцать лет, с самого начала «светлой и бескровной» революции, над всем несчастным русским народом».


Старое кладбище почти в центре Асунсьона - Cementario Recoleta. Небольшой участок с железной оградой, калитка, закрытая на замок, около семидесяти надгробий - русское кладбище. «Есаул…Войска Донского…погиб при атаке на форт Бокерон», доктор медицины.., инженер-путеец, капитан фрегата…»
Кажется, здесь давно никто не бывает. Нашего букета желтых хризантем хватило на всех, чьи потомки может и не знают, где покоится прах их дедов. Одинокая могила с фотографией за оградой кладбища - не хватило места на участке. Здесь и надписи не надо, такие невыносимо русские лица…

Капитан 1 ранга князь Я.К.Туманов,участник войны  с Боливией. Внизу распятие - Надин Туманова, основательница школы лирического пения в Асунсьоне.


Перед поездкой я терзал Интернет в поисках адресов мест русского присутствия в Асунсьоне. И на обратном пути, после возвращения из экспедиции, решил пойти в русскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы ( Iglesia Ortodoxa Rusa de la Virgen del Amparo), у меня был и телефон священника. Но телефон не отвечал, а церковь, как и русское кладбище, была закрыта на замок. Церковь построили и освятили к 1928 году. Голубые куполки звонницы, белые стены. Инженера Г.Л.Шмагайлова, по чьему рисунку была воздвигнута церковь, вдохновляли монастыри древнего Пскова. Но здание задавлено соседними домами, участок маленький. Похоже не на северную суровость и аскетизм псковских храмов, а на декорацию к «Марфе –Посаднице». Да и то сказать - деньги собирали русские всем миром и если бы не помощь других русских приходов в Южной Америке, не было бы храма в Асунсьоне.

 

"Московский храм-торт, псковский - сундук". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Асунсьоне 

Понимаю, что немного я смог увидеть и рассказать вам о белых русских в Парагвае, следов их остается все меньше. С эмигрантами последней постсоветской волны не встречался. Я думаю их манит больше не жизнь в Асунсьоне, а бескрайние и по прежнему дешевые земли Альто Парагвая либо плодородный Юг, где в частности живут несколько тысяч украинцев. Все же основной целью поездки была сельва по берегам реки Парагвай и Рио-Негро, посещение индейских деревень, с тайной надеждой встретить племя где-нибудь в глубине Пантаналя (земля болот), о котором еще никто не знает. Книги, прочитанные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.



 

В Парагвай, 1937г.

Предлагаем Вам ознакомится с документальной повестью

"По следам конквистадоров"

повествующей о белой конкисте в Парагвае времен Чакской войны написанной участником событий, князем Каратеевым-Карачевским Михаилом Дмитриевичем.


ГлавнаяПарагвай сегодня

Флаг Парагвая

Map of Paraguay

Асунсьон1

Карта Парагвая

Мини карта Парагвая

Пальмы1

Погода в Парагвае

Фото Парагвая

СоборЭнкарнасьонРазвалины монастыря иезуитовЧакра

Эмиграция в Латинскую Америку

Эмиграция в Латинскую Америку

Форум русскоговорящих в Бразилии

Форум русскоговорящих в Бразилии

ГлавнаяПарагвай сегодня
Яндекс.Метрика