ПАРАГВАЙСКАЯ НАДЕЖДА

Гимн к 200-летию независимости Парагвая

Парагвай сегодня. Статьи и новости.

Ну, что тебе сказать про Парагвай? Часть 5

 Виталий Оплачко


pantanal6 pantanal5

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       ***

Жарким, солнечным утром 15 августа 1537 спокойная жизнь индейцев гуарани закончилась.
В странных одеждах, измученные многодневным плаванием, на берег великой реки Парагвай сошли белокожие люди. Всего два корабля из испанской эскадры сумели подняться вверх по течению в глубь территории, населенной гуарани, остальная эскадра (11 кораблей и 2500 солдат) оставались в устье Ла-Платы, ожидая сведений от разведывательной партии.


Как известно, историю пишут победители, поэтому в школьных учебниках парагвайских детишек она так и начинается - с прибытия испанцев и основания города Асунсьон, названного в честь католического праздника «Успения Божьей Матери». В других книжках можно прочесть, что в племенах гуарани возникло в силу межклановых войн гендерная проблема - избыточное количество женщин. Поэтому гуарани, которые придерживались строгой моногамии, якобы охотно отдавали испанцам своих дочерей, сестер и вдов. Очень скоро каждый солдат имел большой гарем в 30-40 жен, а, например, у губернатора Доминго де Ирала (1539-1556 гг.) было свыше 70 женщин. Поэтому, вероятно, фамилия Ирала до сих пор чрезвычайно распространена в Парагвае.

Не думаю, что история покорения Гуайра (так прежде назывался Парагвай) была такой уж пасторальной. Гуарани ко времени первых контактов с испанцами создали мощную империю, покорив и ассимилировав другие индийские племена, а часть наиболее воинственных оттеснили в бесплодные земли Чако и в болота Пантаналя. Созданное государство или скорее племенной союз напоминал империи инков, ацтеков и майя. И подобно тому, как это было с инками, гуарани, раздираемые междоусобицами, не смогли дать отпор завоевателям.


Испанцы шаг за шагом покоряли и осваивали новые территории в поисках золота и алмазов. Но ни того, ни другого конкистадоры здесь не нашли, и в скорости Испанская Корона потеряла интерес к этому далекому от побережья краю. В начале 17 века испанский король Филипп 11 даровал Ордену Иезуитов право обращения индейцев Гуайры в христианство. И здесь, к счастью для гуарани, их история совершает необычный для Южной Америки поворот.

Орден Иезуитов - один из немногих институтов Западной Цивилизации, чья деятельность была благотворна на покоренных землях. За короткое время иезуиты создали сотни сельскохозяйственных общин, в которых жили и работали обращенные индейцы. Оседлый образ жизни (прежде гуарани были кочевниками) способствовал культурному взаимовлиянию. Иезуиты не только создали письменность гуарани на основе латинского алфавита, но и преподавали его наравне с испанским в открытых ими школах, переводили священные тексты и проводили мессы на гуарани. Иезуиты боролись против попыток испанских колонистов превратить индейцев в рабов. Такая идиллия продолжалась достаточно долго, около 150 лет, чтоб заложить основы уникальной парагвайской общности.


В 1767 колонистам удалось убедить короля Карла 111 отдать им земли Гуайры, и процветающее государственное образование иезуитов было ликвидировано. Новейшая история - не предмет этих заметок, тем более, что гуарани современного Парагвая проживают на плодородных землях Юга и Востока страны, а мы отправляемся на Север.


Название «индейцы» не употребляется в Парагае, и считается даже оскорбительным. Жители городов и крупных поселений все парагвайцы, а местных жителей глубинки называют «indigenаs» - туземцы, аборигены.

Карта провинции Alto Paraguay, которая включает Чако и Пантаналь.

                                                                                   ***

На карте (см. выше) в районе нашего плавания находится около 20 поселений-communidades различных индейских племен. Наиболее многочисленные Chamacoco (Ishir), Ayoreo и Toba Maskoy. Испанский здесь практически бесполезен. Кроме гуарани туземцы общаются на 4 основных диалектах: Zamuko, Mataco, Maskoy и Guaycuru. Мои попытки использовать десяток выученных слов на гуарани провалились-то ли мое произношение им не нравилось, то ли говорил я их не к месту. Но одна фраза туземным дама, как впрочем, обитательницам других частей света, нравилась очень: «Кунья тей пора»- красивая девушка!


За время плавания мы посетили восемь поселений. Достаточно, чтобы составить общее представление и совсем мало, чтоб разобраться и рассказать о жизни коренного населения этой части Парагвая. Например: увидел в альбоме замечательного американского фотографа Эмили Хортон (Emily V. Horton) ритуальную процессию в масках, перьях, с татуировкой на всех частях тела. Бегал по всем деревням с надеждой заснять что-нибудь похожее. На меня поглядывали с удивлением. Наконец в поселении Puerto 14 de Mayo старейшина обещал показать «настоящих» индейцев. Уже понесли охапки перьев, ритуальные барабаны, копья и луки, когда я из вежливости спросил, сколько это будет стоить - ведь неловко отрывать людей от серьезных занятий без некоторой благодарности. Сумма, названная касиком, была бы в пору актерам Голливуда. Пришлось отказаться от этой туземной самодеятельности. Но зато я понял, что «настоящими» индейцы бывают только в фильмах и на фотографиях гринго. В обычной жизни они носят вполне европейскую одежду и ведут себя соответственно.


В деревушке Puerto Diana директор местной школы организовал для нас исполнение ритуального танца индейцев племени Ayoreo. Танцевали две девчушки лет по 15, дочери местного касика. Очаровательные мордашки не портила нанесенная макияжным карандашом племенная «татуировка», а юбки и боа из перьев страуса очень напоминали костюмы парижского ревю “Crazy Horse.” Под печальную мелодию из музыкального комбайна танцовщицы изображали что-то очень знакомое. Напоминало художественную самодеятельность в нашей деревенской школе. По окончании шоу сестры сели на японский скутер и с ветерком помчались домой. Директор пожаловался на двухмесячную невыплату зарплаты учителям - знакомое дело! Мы постарались посильно помочь, понимая, что концерт был организован специально для нас.


Центральные власти в Асунсьоне помогают индейским деревням: каждому ребенку выделяется натуральная продуктовая помощь (банка сухого молока, хлопья, мука и растительное масло). В условиях повальной нищеты без этого пайка прокормить детишек было бы невозможно. Доставка провизии из-за полного отсутствия дорог в Чако производится по реке на небольших моторных судах. Их торжественно разгружают всей деревней, а юные обладатели продуктовых наборов с гордостью, с видом кормильцев несут коробки домой.


Как правило, индейские деревни размещаются по берегу реки. Земля здесь настолько неплодородна, что вырастить что-либо кроме неприхотливой маниоки невозможно. Но кажется никто и не старается: возле хижин (домами их назвать трудно) нет огородов, не бегает домашняя живность. В реке полно рыбы, одних сомов чуть не сотня видов, но за все время плавания только в районе Paso Arresife мы видели лодки местных рыбаков. Помогает выжить сбор лесных плодов и охота на пеккари и других обитателей сельвы. Обреченность и ее спутник – алкоголь - пожалуй главные черты индейских общин в Чако. Лучше обстоят дела, если поблизости располагается “estancia”- ранчо или скотоводческая ферма. Там индеец - пеон получает в день эквивалент 4-5 долларов США в местной валюте гуарани. На эти деньги при относительной дешевизне прокормить семью трудно, но можно.

Estancia – это огромная территория в 40-50 тысяч гектаров, разгороженная сетчатыми изгородями с отдельными корралями для коров и быков. На таком ранчо может быть до 10-15 тысяч скота. При скудной растительности огромные размеры пастбищ позволяют каждой животине найти достаточно прокорма. Владельцы ранчо преимущественно потомки белых поселенцев, зачастую они живут не здесь, а в Асунсьоне или даже в Европе. Управляют всеми делами на фермах наемные специалисты, опять же не индейцы, часто немцы-переселенцы. Во время посещения такой estancia я спросил у сопровождающего, как им удается доить тысячные стада коров и что они делают с молоком? Мой вопрос совершенно обескуражил парня - коров здесь никто не доит. Это чисто мясная порода и содержание их вымени едва хватает для телят.

На этом заканчивается мой рассказ о путешествии по реке Парагвай. Каюсь, я ничего не сказал о сельве. Сверкающие созвездия Южного полушария, их отражения в реке. Утробный рев черного каймана на рассветной охоте. Ярко-красные попугаи ара и дружные пары аистов ябиру… Этот долг я когда-нибудь отдам. Но зачем вам ждать? Несколько часов полета и вы в стране своего детства. Желаю счастливого путешествия!

 

В Парагвай, 1937г.

Предлагаем Вам ознакомится с документальной повестью

"По следам конквистадоров"

повествующей о белой конкисте в Парагвае времен Чакской войны написанной участником событий, князем Каратеевым-Карачевским Михаилом Дмитриевичем.


ГлавнаяПарагвай сегодняНу, что тебе сказать про Парагвай? Часть 5

Флаг Парагвая

Map of Paraguay

Асунсьон1

Карта Парагвая

Мини карта Парагвая

Пальмы1

Погода в Парагвае

Фото Парагвая

СоборЭнкарнасьонРазвалины монастыря иезуитовЧакра

Эмиграция в Латинскую Америку

Эмиграция в Латинскую Америку

Форум русскоговорящих в Бразилии

Форум русскоговорящих в Бразилии

ГлавнаяПарагвай сегодняНу, что тебе сказать про Парагвай? Часть 5
Яндекс.Метрика